Значимость натурального гербария
![](http://www.prirodovedenie.ru/pict/20090820100452.jpg)
Давно известно, что изучение любого предмета школьной программы невозможно без привлечения средств наглядности. Это улучшает восприятие нового материала учащимися, дает им возможность самим производить логические умозаключения, вовлекает их в процесс обучения, делая активными его участниками, да и просто делает обучение более интересным.
Создание пособий достаточно сложный, трудоемкий и длительный процесс, поскольку учитываются многие аспекты: доступность восприятия, понятность, наглядность самого пособия и т.п., производится методическое обоснование необходимости использования данного пособия, его «нужность» при изучении материала. Именно этим мы руководствуемся при создании наших пособий. Все они призваны разнообразить обучение, сделать его более интересным и познавательным.
Особое место в числе наших пособий играют коллекции гербариев. Сейчас выпускаются 20 видов различных гербариев, растения для них собираются в разных регионах нашей страны и за ее пределами.
Сбор растений для гербариев – процесс длительный и кропотливый. Ведь сорванный неведомо где и кое-как засушенный между листами книги цветок – это не гербарий. Гербарий – это собрание сухих растений, удовлетворяющее определенным требованиям. Специалисты собирают образцы по определенному плану: например, образцы флоры целого района или только болотных трав и деревьев, представителей одного семейства или рода. По возможности выбирают экземпляры с цветками и плодами, чтобы легче было опознавать виды.
Растения для гербария монтируются на листах плотной бумаги с указанием видового названия, названия места сбора.
В связи с этим, гербарии могут быть общими, где собраны растения определенной территории и специальными. В специальных гербариях могут быть представлены: пищевые растения, технические, лекарственные и др.
Возникает резонный вопрос: «Зачем же собирают гербарии? Если это сложный и длительный процесс, то нельзя ли заменить гербарные образцы рисунками или фотографиями самих растений?». Да. Действительно, так намного проще, но тогда эту коллекцию нельзя назвать гербарием, да и не сможет она решить основные задачи, стоящие перед гербариями. Ведь гербарии не только документируют состав флоры той или иной территории и распространение отдельных таксонов. Гербарий используется для исследования морфологии растений, их экологической, географической и индивидуальной изменчивости. Гербарные образцы имеют важное преимущество перед любым лабораторным оборудованием: они практически не устаревают морально, позволяют изучить облик растений, которые нельзя увидеть в данной местности или в данное время года.
А с точки зрения методики преподавания биологии, работа с гербарными образцами не только способствует лучшему запоминанию информации у учащихся, но и развивает навыки мыслительной деятельности, логику, аналитические способности. Ребята учатся видеть взаимосвязь между местообитанием и строением организма, влияние условий существования на рост и развитие растения, находить общие признаки и отличия в строение родственных растений. Только непосредственная работа с гербариями способствует развитию этих способностей, и никакие рисунки и фотографии (как бы хороши они ни были) не смогут донести научную суть настоящего гербария.
Поэтому, гербарий – документ первичный, аутеничный – принципиально не может быть заменен каким-либо вторичным, производным видом документации: письменным, машинным, рисунком или даже фотографией.
Гербарий – главная основа исследований систематики растений; несомненно он останется таковым и в будущем, несмотря на все успехи в систематике, цитологии, химии, компьютерной технике и т.п.
![](http://www.prirodovedenie.ru/pict/20090820101455.jpg)